Космос для детей дошкольного возраста, какая интересная тема! А самое главное, что нам родителям даже не нужно увлекать ею детей. Они сами интересуются Луной, планетами солнечной системы, что там в небе, насколько далеко от нас звезды и имеют ли они названия (имена). Дошкольники обладают очень пытливым умом и наша задача дать им ответы в игровой форме. У нас с сыном собралась уже целая серия занятий-игр о космосе. Если вы собираетесь дать своему дошкольнику ответы на вопросы, уверена, что в одной из моих статей вы найдете об этом информацию, которая даст ответ на уровне развития вашего ребенка. В конце статьи вы увидите список на всю серию занятий.
Итак, летим дальше, нам так понравились наши путешествия и знания полученные в процессе, что чувствует мое сердце нас вынесет за пределы галактики.
Из статьи космос для детей дошкольного возраста вы узнаете
- Невесомость: как ее почувствовать
- Опыт для детей дошкольного возраста с запуском ракеты
- Стихи о космосе для самых маленьких
- Изучаем с ребенком туманности в космосе
- Видео для детей о космосе
Кстати о космическом пространстве. Недавно просматривала папку творческих работ, куда я собираю работы Александра и подписываю дату их исполнения. Так вот, там я нашла одну замечательную картину, которая поразила меня и мужа до глубины души. Александру нравятся блестящие материалы для рисования, мы много их использовали к новогодним праздникам. И вот 5 месяцев назад (сами понимаете разгар весны) Александр выпросил у меня все тюбики с блестками. Чтобы не было гигантских потерь я поставила на стол краски в палитре, воду, кисточки и ушла на кухню. Вот что нарисовал мой дошкольник.
Звездное небо рисунок 3 года 6 месяцев
Невесомость: как ее почувствовать
Невесомость вещь, которую нелегко почувствовать на Земле. Она чувствуется на определенной глубине под водой – так тренируются космонавты, в современных скоростных лифтах также можно ее почувствовать, а для детей самый легкий способ это качели. Но не просто при катании на качелях, а почти при 90 градусном наклоне, когда мягкое место ребенка как бы отрывается от сиденья. Вот в эти доли секунды и чувствуется невесомость.
Изучая невесомость в рамках проекта космос для детей дошкольного возраста, мы посмотрели пару видео. Они рассчитаны на детей постарше – школьников, но нам всё равно было интересно.
Урок из космоса: Физика невесомости
Опыты дилетанта: Невесомость на Земле
После просмотра второго видео Александр понял, что космонавты в течении года тренируются для полета в космос. Одна из главных тренировок – это вестибулярный аппарат. Который, как мы с вами знаем, заканчивает свое развитие в 7-10 лет , а сейчас моему дошкольнику всего 3 года 11 месяцев. При последних походах в парк, я заметила, что мой юный космонавт старается бежать там где он раньше ходил пешком, хочет выше “лететь” на качелях и даже нашел в нашем парке вот такую установку для катания на досках, где он старается добежать до самого верха. Но пока это ему не удается.
О том какие упражнения в домашних условиях мы делали для тренировки вестибулярного аппарата, можно прочитать в отдельной статье.
Опыт для детей дошкольного возраста с запуском ракеты
Я хотела завершить наш полет на Луну, о котором мы говорили в посте Луна – спутник Земли, запуском лунохода. Но не луноход, никакая другая из 276 машинок Александра не захотели двигаться при помощи воздушного шарика . Хорошо, что я пробую всё сама до показа ребенку, иначе бы разочарование постигло нас обоих. Ничего, значит запустим шарик в виде ракеты! И даже если все мамы планеты уже провели этот трюк со своими детьми, я всё равно хотела повторить, так как эмоции ребенка этого стоят .
Попробовав в детской комнате, я поняла, что ее длины не достаточно для восхитительного запуска. Поэтому наш опыт был перенесен в зал, где один конец шерстяной нити (можно использовать любую) я привязала к двери на террасу, а второй к детскому стульчику. Длина полета примерно 5 метров. Заранее я одела на нить пластмассовую трубочку и скотч, чтобы шарик прикреплялся к трубочке.
Это я мужа привлекла к помощи , он держит ракету из шара.
Этот сюрприз ждал Александра по возвращению из лицея. Ребенок бежал снимать обувь и мыть руки, чтобы посмотреть что там мама выдумала на этот раз. Стоит ли говорить, что мы повторили опыт с запуском ракеты множество раз?
10,9,8,7,6,5,4,3,,…ПУСК!
Но самое главное наверное не новые впечатления ребенка, а его новое умение, которое он приобрел после того. Как же долго мы с Александром учились дуть! Дуть на свечи, на кораблики, при логопедической гимнастике и много еще чего мы делали на эту тему. И вот наконец-то, почти к 4-ём годам свершилось – ребенок просто сам захотел надуть воздушный шарик. Он хотел запустить СВОЮ ракету и он это сделал! Я не знаю сколько раз в тот день он надувал шарики, вечером папа взмолился о пощаде и просил убрать эти шарики с глаз долой , но не тут то было…
В последнее время Александр очень любит всё записывать и, наверное трудно в полной мере понять что я под этим имею ввиду, поэтому приведу наглядный пример. Мы часто занимаемся по распечатанным мною материалам – проведения по линиям, для практики руки. Вот так и в этот раз, в распечатанных материалах о космосе, были задания обвести цвета звезд выделенные пунктирными линиями. Ребенок обвел их, взял маркеры и начал писать только что обведенные слова на английском языке на магнитной доске.
Первое слово было написано им заглавными буквами и я просто обратила его внимание, что в заданиях он их писал письменным шрифтом. Что привело к тому, что на доске были написаны слова двумя шрифтами. Весь процесс занял у Александра 30-40 минут, в связи с чем одно из запланированных занятий было перенесено на следующий день. Но в таких ситуациях я придерживаюсь точки зрения “дай ребенку сделать то, что ему интересно” .
И да, пишет мой дошкольник то левой, то правой рукой. Он еще явно не определился, а может быть и не определится. Время покажет, этот процесс нельзя форсировать.
Что-то я отвлеклась от темы космоса .
Стихи о космосе для детей дошкольного возраста
Стихи не только развивают память и литературный вкус, они также могут быть очень познавательными. Если вы только начали тему, то будет полезным выучить вот это замечательное стихотворение Хайта. В нем представлены планеты солнечной системы по порядку в очень легкой, запоминающейся форме. Его изучение можно приурочить ко Дню Космонавтики или просто к интересному занятию. После того, как ваше дитя будет знать порядок планет, вы можете сделать макеты и создать сенсорную коробку для игр.
А вот еще один стих про Млечный путь, написала его Римма Алдонина. Чтобы дошкольник хорошо понял о чем идет речь в стихотворении, посмотрите с ним детскую энциклопедию на развороте о Млечном пути. А логическим продолжением после изучения, будет интереснейшее творчество – рисование туманностей, о которых мы поговорим с вами ниже.
Опыт на тему космос – создаем туманности
В нашей Галактике много красивых, разноцветных туманностей. В рамках проекта космос для детей дошкольного возраста мы провели опыт, который наглядно, ярко и интересно покажет как выглядят туманности. У него есть только один недостаток: очень трудно остановиться! Так и хочется попробовать разные цвета, их сочетание, изменить жирность молока. Я посоветую вам уважаемые родители, продолжать пока ваш дошкольник не исчерпает свои вопросы.
Мы решили изучить туманности более подробно (для нашего 3-ех годовалого уровня конечно). Сначала прочли о них в имеющихся книгах.
Моя первая книга о космосе
First Big Book of Space
Приступим к созданию нашей туманности.
Для этого нам понадобилось:
- молоко с хорошей жирностью (я брала 6%)
- пипетка
- пищевые красители
- ватные палочки
- средство для мытья посуды
Первый опыт с туманностью я провела сама. Результат превзошел даже мои ожидания – туманность была прямо как из космоса! Концентрировала внимание ребенка на том, что если просто перемешивать всё палочкой, то очень быстро наше молоко превратится в грязную жидкость. Рисовать на молоке нужно аккуратно, спокойно передвигая цвета по поверхности. Александру конечно же не терпелось сделать подобную красоту самому и когда мой “шедевр” был закончен, я налила чистое молоко для ребенка.
Сначала он капнул из пипетки несколько капель разного красителя. Желательно капать его на расстоянии друг от друга, чтобы цвета не смешивались. Затем ребенок берет ватную палочку, макает ее в моющее средство и опускает в центр цветной капли.
Наблюдаем за реакцией и осторожно, поверхностно рисуем на молоке. Мы повторили эти рисунки четыре раза, первый был мой, в общей сложности у меня ушло два пакета молока. Я покажу вам как это делал ребенок и его туманности.
Данный опыт, на тему космос, нам очень понравился. Если вам интересно почему краситель сразу не смешивается с молоком и цвета красителя не смешиваются друг с другом, вот небольшая справка:
Космос – видео для детей дошкольного возраста
Как известно, детки воспринимают информацию по разному. Кому-то нужно потрогать, чтобы понять. Кому-то увидеть, а кому-то необходимо проработать тему в игре, в стихах, в творчестве. Завершающим шагом в освоении космоса детьми дошкольного возраста, может быть просмотр видео. Я поделюсь с вами только теми, от которых мой мальчик остался в восторге.
Видео о космосе Энциклопедия дошколятам
Астрономия для самых маленьких
Видимо автор названия предполагал, что дети начинают интересоваться данной наукой в начальной школе, он просто не знаком с моим сыном . Но мы с вами говорим о дошкольниках и, чтобы вы не усадили перед экраном малыша лет двух, я вам подскажу, что видео подойдет лет с 4-5.
Любители Пеппы смогут внимательно изучить расположение планет в солнечной системе. При этом видео начинается с самой далекой планеты от Солнца к самой близкой.
И напоследок упомяну видео моего детства, которое подойдет старшим дошкольникам и младшим школьникам. Фантастическая повесть девочке Алисе, ее отце геологе и птице Говоруне. Помните?
Тайна третьей планеты
Итак дорогие друзья, как вы видите, космос для детей дошкольного возраста очень увлекателен и не стоит ждать пока они начнут изучать астрономию в школе. Просмотрите другие наши занятие о космосе и уверена, что вы найдете интересные игры своим дошкольникам, а также множество опытов и экспериментов.
По теме:
Занятие 1. Полет в космос для детей дошкольного возраста
Занятие 2. Детям о Луне
Занятие 4. Детям о солнечной системе
Занятие 5. Детям об астрономии
Обзор книг о космосе на английском языке
Обзор книг о космосе на русском языке
greta007
Обалденно красивые туманности получились! Правда я вот задумалась про молоко, у нас больше 5% и не встречала даже. Не получится с менее жирным?
vsoldatova
Таня, рада что вам у нас понравилось . Я пробовала делать на 2% молоке, получилось хорошо, но на более жирном получается ярче. Так что выберете из самого жирного что встретите в магазине и рисуйте.
olgamaslivets
Очень интересно, Вика!
А больше всего меня поразило, что Александр уже, оказывается, чудесно пишет, вот это вы даете!
vsoldatova
Спасибо Оля! У Александра написание слов – это новое увлечение. Я вообще не форсирую, на мой взгляд еще рано и руки не совсем готовы. Но он так старается . Удивительно, но пишет в основном на английском.
Лидия
Добрый день, Виктория. Хотела спросить у вас совета. Уже более года “растем” вместе с Вашим блогом. Сыну сейчас три года и нас тоже давно увлекла астрономия. Благодаря Вам мой сын с энтузиазмом играет в любые игры, касающиеся этой темы. Знает все планеты. Но вижу, что для него это очень абстрактные понятия, планеты — это название картинок на карточках и постере, это макеты – игрушки, но не более того.
С помощью программы SkyMap на мобильнике, по вечерам перед сном мы смотрим планеты на небе. Говорю: “Смотри, это – Юпитер”. Но сын протестует: “Нет, это не Юпитер”. Бежит к своему постеру Солнечной системы и показывает “Вот он — Юпитер”.
Тоже самое и с Землей. Есть у нас глобус, на котором мой сын указывает пальчиком: “Мы живем здесь”. Он знает все материки и легко ориентируется в них. Видя любое изображение планеты Земля, с легкостью находит Европу, и указывает точно место, где мы живем. Но когда я начинаю рассказывать о том, что Луна вращается вокруг Земли, вижу, что он мысленно протестует и никак не может понять, какое отношение имеет луна на небе к его карточке с изображением Земли. Он указывает на глобусе место где мы живем, но как он это себе представляет, я честно говоря, не понимаю. Но вижу, что он не осознает, что мы живем на большой планете, которая летит в космосе.
Мои объяснения сыну никак не помогают. Хотя показывала ему очень много видео про космос и у нас есть много книг. Или я как-то не так объясняю, слишком по-взрослому, или, наверное, надо подождать просто.
Скажите, а сколько было Александру, когда он ясно начал себе представлять, что мы живем на большой планете, которая находится в космическом пространстве, и что звездочки, которые он видит на небе, это те самые планеты, с макетами которых он играет? Как вы объясняли ему что такое космос? Заранее спасибо!
Viktoria Soldatova
Лидия, ребенок развивается огромными темпами на протяжении первых 6 лет. Но возраст самого активного интеллектуального развития, усвоения абстрактных понятий приходится на 4-5 лет. Как вы знаете, все детки разные. Одни дают понять родителю, что их не устраивает объяснение величины планет, во время просмотра маленьких картинок. Другие завороженно рассматривают детские энциклопедии и документальные фильмы, не выдавая своего смущения. Именно ко вторым относится Александр, поэтому я не смогу ответить вам, когда именно он начал осознавать данные понятия. Мне всегда казалось, что они не вызывали у него никаких вопросов.
SkyMap кстати, категорически отказался устанавливаться на наших планшетах. Но мы смотрели документальные фильмы о вселенной. В основном они были на английском, а это значит после 3 лет. На мой взгляд документальное “путешествие” по галактикам помогает детям осознать всю величины изучаемого предмета. Так что если в SkyMap вы рассматриваете нечто подобное, просто продолжайте.
Лидия, хочу вас немного успокоить, исходя из собственного опыта. Не агитирую не в коем случае забегать с темами вперед, преподавать трехлетке квантовую физику, но скажу, что знания полученные дитём в 2-3 года и дополненные в том же направлении в 4-5-6, никуда не пропадут. Они как снежный ком накапливаются в детской головке. Ключ к этим знаниям в том, чтобы пополнять их, пусть даже по крохам, в постоянном режиме.
Лидия
Виктория, спасибо за подробный ответ!