Начальная биология вошла в жизнь, когда сын заинтересовался улиткой. Вылепили улиток из пластилина, узнали интересные факты, посмотрели видео. Изучили яйца птиц: сделали гнездо своими руками, провели эксперимент, поиграли в математическую игру. Занятия подойдут детям дошкольного и младшего школьного возраста.
СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ
- Интересные факты об улитках детям
- Улитка из пластилина для детей
- Улитки несут яйца
- Яйцо любит тишину
- Математическая игра своими руками
Начальная биология
Приветствую дорогие друзья, рада видеть вас вновь на блоге Дети-миллионеры. Честное слово я не предполагала такого сильного интереса ребенка к яйцам. Да, да к яйцам. И речь пойдет совсем не о пасхальных яичках, а о тех из которых вылупляются птенцы, рептилии и земноводные. Мы смогли охватить тему посмотрев как откладывают яйца, как из них вылупляются птенцы и улитки, поиграли в яично-математическую игру и сделали свое гнездо. Но начнем с небольшой справки, почему занятие с четырехлетним ребенком можно отнести к вводной биологии.
Интересные факты об улитках детям
Началось всё с того что в парке, во время прогулки, мы чуть не наступили на большую улитку, которая сидела прямо на нашем пути. Александр впервые в жизни смог рассмотреть ее так близко. Нам повезло, улитка оказалась не из пугливых, она позировала перед нами во всю длину. У нее было не два рожка, а четыре. И она показывала их нам поочередно.
Мы пересадили улитку под дерево, чтобы кто-то другой не наступил на нее. А на следующий день пошли ее проведывать, Александр бежал к дереву как на свиданье. Но улитка уже уползла и ребенок еще двадцать минут наблюдал за строительством муравейника, которое велось прямо около того дерева.
Я всегда поддерживаю интерес своего сына, поэтому постаралась предоставить ему больше информации об интересующем объекте. Мы рассмотрели найденную мною фотографию.
Я рассказала, что улитка откладывает до 80 яиц за раз, на это у нее уходит целый день. Но самое интересное, что это происходит раз в месяц!
Улитка из пластилина для детей
И решили сделать наших улиток из пластилина, конечно не забыли о кладке яиц.
Затем, как всегда, мы обыграли с Александром наши поделки. В данном случае у нас было четыре улиточки-сестры, одна из которых в тот день, должна была отложить кладку.
В обыгрывании ребенок принимал активное участие, поэтому сестры оказались непоседами. Они хотели поехать в развлекательный центр. Но ведь улитки так медленно двигаются, у них займет целый день, чтобы доползти туда.
На их счастье, у Александра нашелся электровоз и он быстро домчал улиток, чтобы они поиграли и повеселились. А когда они вернулись домой, то их сестра с радостью сообщила, что кладка готова.
Как улитки несут яйца
А как же улитки несут яйца? Откуда они у них выходят? Для ответов на эти вопросы, мы посмотрели видео. Оно на испанском языке, поэтому не владеющим языком, советую просто выключить звук. Видео длится меньше минуты, и за эти несколько секунд, ребенок открывает для себя новый мир. Улитка в видео именно такая, как мы встретили в парке.
После просмотра сразу возникли вопросы. А улитка рождается с домиком-раковиной? Или потом она ищет себе домик? В этом нам помогло видео одной из школ, где показан процесс рождения улиточек.
Александр радовался каждой родившейся улиточке, как если бы это были его собственные дети. А когда домой пришел папа, то ему было рассказано, что улитки рождаются с раковиной. Что раковина и улитка при рождении прозрачные. Еще мы рассмотрели в этом видео, что раковина это часть яичка, в котором находилась улиточка.
Ну и в конце нашего занятия об улитках, мама сделала кексик.
Яйцо любит тишину
На всей этой волне детского интереса, я достала нашу новую книгу “Яйцо любит тишину” выпущенную издательством МИФ. Сама по себе книга очень необычна. Её практически нельзя отнести к какому либо возрасту читателя. В ней немного текста, в котором коротко и конкретно передана информация. Она будет понятна как ребенку, также и заинтересованному взрослому.
Александр надолго “завис” прямо на первом развороте книги, где представлена целая коллекция яиц. Он рассмотрел сначала птичьи яйца. А яйца кошачьей акулы в кожаном мешке, божьей коровки и леопардовой лягушки его просто заворожили.
Птичьи яйца в книге разноцветные, с множеством вкрапин и разводов. А самое главное, они все подписаны. Мы поискали одно из яиц, которое “прячется” в камнях и решили сделать свое гнездо.
Я предложила выбрать яичко, которое нравится больше всего. Сын примерил по размеру, сравнил по форме, какое яичко похоже на наше (в магазине я купила набор из папье маше). Сразу было понятно, что ребенок нацелен на синие оттенки, поэтому мы подключили наши карточки из набора “100 цветов”, чтобы лучше определиться с цветом краски. Но вот краска нас подвела. Выбранный цвет яйца был опаловый (Гриф-урубу), его не трудно получить смешав светло-серый с голубым. Но краска от Икеа не легла на наши заготовки.
Поэтому, мама быстренько выбрала фотографию с тем же интересующим голубым оттенком.
Александр сам покрасил яйца. Мы вместе сделали гнездо, делала в основном я, а сыночек активно помогал. Вообще я придерживаюсь мнения, что если работа трудна для ребенка как самостоятельная, то будет лучше, если родитель не просто сам все сделает и выдаст результат, а попросит малыша помочь ему. Наблюдательность во время оказания помощи, намного выше, чем просто наблюдая за родителем.
Александр помогал выравнивать стороны гнезда во время приклеивания, наполнял гнездо строительной бумагой для объема, укладывал солому и выбирал цвет перьев. А главное дитя искренне верит, что перед ним результат его самостоятельного труда. Это придает ему уверенности в последующих занятиях.
А кто же вылупится из этих яичек? Чьи они могут быть? Отличное видео о рождении птенца малиновки, мы посмотрели полностью. Я думала, что ребенок не высидит восемь минут, наблюдая за борьбой птенца со скорлупой. Но нет, он не разрешил мне ускорить просмотр. Сыну была интересна каждая секунда. Он переживал, получится или не получится у птенчика выбраться из скорлупы.
Есть продолжение этого видео, как мама с папой кормят птенцов. Показаны первые девять дней жизни, один за другим. Во время просмотра мы обсуждали когда у птенцов открылись глазки, когда появились перышки. Это правда очень интересно, ново, таинственно для ребенка. Александр был очень увлечен просмотром!
На следующий день мы перешли на страницу, где показан размер страусиного яйца. Оказывается яйцо страуса весит около двух килограмм, оно гладкое, тяжелое и поднять его можно только двумя руками.
А сколько это два килограмма? Мы с сыном часто готовим вместе и все продукты, если это нужно, взвешивает он. Например, из этой статьи вы не только узнаете рецепт чудесных кексов, но также наглядно увидите сколько интересного дитя узнает на кухне. В этот раз на мой вопрос, если Александр сможет поднять яйцо страуса, он мне ответил: “Легко!”. Ну что ж, пробуем.
Вот такой разговор у нас с ним произошел:
– Как ты думаешь, чем нужно наполнить воздушный шарик, чтобы он весил два килограмма?
– Воздухом.
Я предложила Александру надуть шарик и мы его взвесили. В такие моменты, главное дать ребенку проверить его версию.
– Мама, – смотря на стрелку на нуле, говорит мне сын, – я вспомнил, ведь воздух ничего не весит! (эту тему мы еще не проходили, поэтому я не стала переубеждать).
– Так чем же нам наполнить наш шарик, чтобы он стал тяжелым?
– Песком или водой, – ответил Александр.
Мы выбрали воду. Поставили весы прямо в раковину, надели шарик на кран и тонкой струйкой открыли воду. Очень эмоционально прошел у нас данный эксперимент! Сначала мы отсчитывали каждые сто грамм, на килограмме мы уже ликовали, а когда стрелка дошла до двух килограмм, наши эмоции зашкаливали. Ну что ж, нужно поднять шарик, который гладкий и тяжелый как страусиное яйцо.
Игры с воздушными шариками
Воздушная солнечная система
Огромная тыква из шаров – чем занять детей в Хэллоуин
Думаю, что для многих детей, самым познавательным разворотом будет о строении яйца и развитии эмбриона. В книге показано развитие зародыша цыпленка, лосося и кузнечика.
Мне захотелось сделать нечто подобное, чтобы Александр мог потрогать, почувствовать. Мои первые две идеи провалились с треском. Цельной формы для яиц у меня нет. Поэтому я решила воспользоваться скорлупой натурального яйца.
Сделав маленькое отверстие, я вылила содержимое, промыла скорлупу в соленой воде и перевернула отверстием вниз, чтобы вытекла вся вода. В первых двух вариантах, я пыталась сделать два цвета (желток и белок), в желток я вкладывала кусочек картона с нарисованным скелетиком ящерицы.
Желток смещался в одну сторону, “зародыш” в другую, при этом желатин съедал рисунок. В третий раз, я решила сделать всё намного проще. Прозрачный желатин и фигурка-игрушка божьей коровки. По моему получилось не плохо.
На последнем развороте книги, расположены все птицы, насекомые и морские животные, яйца которых мы рассматривали в начале книги. Александр обязательно хотел найти и сопоставить яичко с родителем, на это у него ушло добрых 45 минут.
Математическая игра своими руками
Пока дитя занималось сопоставлением яиц с их прародителями, я подготовила математическую игру своими руками. Все детали вырезала из тонкого картона, чтобы была не одноразовая. Состоит она из четырех гнезд, сорока восьми яиц и одной птички. В первый день мы играли только с двумя гнездами, на следующий день “птички свили” еще одно гнездо, потом еще одно. Мы только начинаем знакомство с делением, поэтому входим в игру постепенно.
Правила игры я придумала сама, поэтому если она вам пригодится, варьируйте под своего ребенка.
Жила-была мама птичка, она свила себе уютное гнездышко на дереве, где уже было гнездо другой птички.
– Как хорошо, что у меня будет соседка, мне не будет скучно одной высиживать моих птенцов, – подумала птичка.
Дерево с гнездами находилось в саду, куда часто приходили играть два мальчика. Они жили с мамой и папой, в доме неподалеку от сада. Это были очень веселые дети, они всё время играли в прятки и догонялки. А еще они были любознательные. Часто мальчики приходили в сад с увеличительным стеклом, чтобы получше рассмотреть муравейник, улитку или гусеницу бабочки.
Шло время и птичка снесла яички, ее соседка тоже отложила яйца. Через два дня они вылетели из гнезд, чтобы подкрепиться. А когда вернулись, о нет! Что случилось? Мальчики взяли яйца из обеих гнезд и рассматривали их под лупой. Конечно, они не знали, что нельзя трогать кладку яиц. Они просто хотели рассмотреть их получше, им было интересно.
Но что же теперь делать, ведь яйца перемешались! И мальчики не помнят сколько яиц было в каждом гнезде. Они решили, что раз уж так получилось, нужно разложить яйца в гнезда поровну. Но ребята еще не умеют считать. Им требуется помощь, сможет ли помочь им Александр?
– Давай попробуем. У мальчиков много яиц, но мы начнем с тобой помогать птичкам постепенно. Чтобы не ошибиться.
– Итак, у мальчиков десять яиц, как разложить их поровну в два гнезда?
– Ты отлично справился, давай добавим яиц.
– Теперь у тебя четырнадцать яиц, по сколько нужно положить в каждое гнездо, чтобы было поровну?
– Отлично, у тебя получается, смотри птичка уже радуется. Давай добавим яиц.
У тебя восемнадцать яичек, сможешь разложить их в два гнезда поровну?
Думаю, что смысл понятен, затем прибавляется третье и четвертое гнездо, а при желании можно их сделать много.
Начало нашего пути в математике
Как играть в математику с дошкольниками
Наглядные пособия для изучения умножения
Коротко о книге
Как вы заметили, наши занятия были увлекательными. Я следовала за интересом ребенка, которому сейчас 4 года 6 месяцев, а главным протагонистом этого интереса была книга “Яйцо любит тишину“.
Она великолепного качества, как и все книги, отпечатанные в Латвии. Автор Дианна Астон и иллюстратор Сильвия Лонг, во время создания книги, консультировались с докторами кафедры естествознания, с обществом сохранения лазурных птиц, а также с полевым биологом. Я бы сказала, что эта книга способна вызвать миллион вопросов у детей, а любознательные родители будут иметь возможность узнать что-то новое для себя, отвечая на них. Приобрести книгу можно в Лабиринт.
Как родитель может помочь ребенку с математикой
Тетради Kumon по определению времени
На этом наше увлекательное приключение в мир яиц завершилось. Если бы мне кто-то сказал раньше, что придется углубиться с дошкольником в начальную биологию, ни за что не поверила бы. На деле оказалось, что встреченное в парке животное и вовремя приобретенная детская литература творят чудеса. На самом деле нам обоим было интересно, а какая часть нашего занятия больше всего понравилась вам? Что нового вы почерпнули для себя? Поделитесь со мной этим в комментариях. До скорых встреч на страничках блога.
Мария
Вика, очень интересное занятие получилось, насыщенное по всем направлениям. Весна, видимо, способствует возрождению, столько всего хочется воплотить в жизнь!
На эту серию книг уже давно смотрю, и вот теперь еще от тебя прочитала хороший отзыв, спасибо.
А вы Пасху отмечаете, яйца красите? Что-то я не помню, чтобы я у тебя об этом читала…
Забыла отметить: кекс супер!
Viktoria Soldatova
Маша, спасибо за все комплименты . Занятие действительно получилось насыщенное, а главное что Александр с удовольствием в нем участвовал и узнал много нового.
В этой серии выпущены три книги, у нас в наличии две, постараюсь описать обе в ближайшее время. Посмотри если твоему сыночку близка одна из тем.
Я яйца не красила ни разу в жизни, но на следующий год что-нибудь придумаю по этому поводу .
15liuba
О, Сеня когда-то тоже был очень заинтересован яйцами!
Какая шикарная книга у вас, жаль, что в то время, когда мы так были заинтересованы данной темой, книга не была еще издана…
И очень красивое твое яичко с божьей коровкой!
Viktoria Soldatova
Спасибо Люба. Да, я тоже не видела раньше книг о яйцах :-D . Как хорошо, что есть МИФ, который всегда выпускает нечто необычное .
Юля
Виктория, как всегда прочитала с огромным интересом о ваших с Александром занятиях.
Содержание и форма ваших занятий открывает для меня новый мир. Всё можно пощупать и изучить лично. Я мечтала о чем-то подобном на горе-лекциях по устройству компьютера. Я ничего из читаемого материала не понимала и умоляла показать все детали на настоящем компьютере.
Я сейчас ищу свой путь в воспитании ребенка. У меня нет перед глазами живых примеров и людей, которые могли бы дать совет. Так что я обратилась к всегда актуальной Монтессори. Она говорит, что до 6 лет ребенок познает мир руками. Что школы времен Монтессори (да и современные, что уж тут лукавить) только тормозят детскую жажду познания. Вижу, что ты изо дня в день создаешь для Александра все условия для утоления жажды познания. Это просто потрясающе.
однажды я пыталась объяснить 8-ми летнему племяннику на примерах с весами массы нетто, брутто и тару. Но ему было не интересно, он порывался встать и помчаться изучать мир. Монтессори утверждает, что с 7-ми лет ребенок познает мир ногами.
Желаю тебе вести твоей блог еще долго-долго, чтобы мы могли черпать что-то новенькое из ваших занятий.
Viktoria Soldatova
Юля, я сама визуал, поэтому для меня важно увидеть объект о котором мне рассказывают. И хотя моё воображение развито достаточно хорошо, всё же легче воспринимается информация которая “перед глазами” . В какой-то степени, готовя занятия, я опираюсь на свои ощущения. Но в тоже время я стараюсь подать ребенку материал обыгрывая его со всех сторон. Пока сложно однозначно сказать к какому типу относится Александр, стараюсь “достучаться” до всех типов памяти.
Екатерина Королева
Шикарная книга, как и все ваши игры по ней! Яйцо страуса, наверное, лучше не придумать! Вика, мне очень всё понравилось, такое разнообразие: игры, эксперименты, видео, математика, а про кекс вообще молчу… какой классный!
Viktoria Soldatova
Катя, рада что тебе понравилось наше занятие . Кажется, моя недавняя болезнь запустила во мне генератор идей . По этой книге я могла бы придумывать занятия ещё на пару постов, но у нас лежит ещё одна на очереди. Надеюсь, что она вызовет такой же интерес у Александра.
Татьяна
Замечательное занятие! Очень интересное! Спасибо вам, за идеи, за видео. Обязательно летом воспользуемся вашими идейками.
Viktoria Soldatova
Татьяна, мне очень приятно, что у вас возникло желание применить мои идеи с собственным ребенком. Это наивысшая оценка для меня . Пару лет назад мы с Александром вырастили настоящих бабочек. Постараюсь активировать пост на сайте в ближайшее время, чтобы к российскому лету родители могли воспользоваться информацией. Спасибо, что читаете мой сайт
Алина
У вас как всегда интересно!!! Спасибо!(Виктория, я не видела эту книжку в книжном обзоре… Или я что-то пропустила?! Вообще, давненько я твоих вкусных книжных обзоров не читала!!!)
Viktoria Soldatova
Алина, рада что наши занятия интересны . Я действительно давно не делала отдельных постов о книгах для нашего читательского дневника. Постараюсь исправиться в ближайшее время .
TatianaRomero
Вика, очень здорово! У нас тема улиток актуальна, сейчас будим лепить, Спасибо за идеи!
Viktoria Soldatova
Таня, рада тебя видеть у нас в гостях , подозреваю, что у вас во дворе много насекомых. Нам для их обозрения приходится выходить в парк. Но сколько всего интересного там видит ребенок! Вчера смотрели на дятла, который делал дупло и это вызвало море эмоций!
Надя и Лука
Вика, какие же ты интересные занятия проводишь с Александром! Мы б с Лукой с удовольствием тоже поучили начальную биологию. Самое для меня замечательное, что ты всегда идешь за интересом ребенка, насыщаешь информацией, которую Александр прямо жаждет получить!
А желатиновое яйцо – просто супер идея!
Теперь, если Лука заинтересуется яйцами, я знаю, что нам делать.
Viktoria Soldatova
Надя, необычная тема правда? Но как интересно она прошла, и ты права, Александр воспринял её с огромным интересом. А с желатиновым яйцом всё получилось очень интересно. У нас жарко и оно осталось лежать на тарелке всю ночь. Желатин подтаял и божья коровка наполовину вышла из яйца. Утром Александр увидел это и со знанием дела сообщил, что процесс рождения уже начался .
Эту информацию он узнал из книги.
Надя и Лука
Ну, Александр! ну, умничка!
Лука с большим удовольствие посмотрел оба видео про птенцов (Мы как раз серию мультфильма Busytown mysteries посмотрели про яйцо). Очень удивился тому, как выглядит только вылупившийся птенчик. На птичку даже не очень похож, говорит
Viktoria Soldatova
Да Надя, птенчик малиновки действительно очень странно выглядит . Мы с Александром, просматривая видео о кормлении птенцов, отмечали когда у них глазки открываются, когда перышки появляются. Оказывается, что мой ребенок очень наблюдателен, он заметил все эти детали и мне на них указал. По продолжению видео, мы уже вдвоем наблюдали за происходящим.
Надя и Лука
Да уж, нам с нашими малышами не сравиниться в наблюдательности! Смешно сказать, наши местные бабушка с дедушкой развлекаются тем, что переставляют или меняют местами какие-то предметы у себя дома, чтобы Лука заметил и поставил как было! У них множество статуэточек, шкатулочек, вазочек и прочих украшений интерьера на всех поверхностях ))) Так вот Лука всегда замечает и ставит на свои места!
Галина
Насколько же интересно читать о ваших занятиях!! А еще все – через сказку, через интерес ребенка. А я как будто сама стала маленьким ребенком и проследила все ваши игры, занятия, жалко книги нет под рукой, надо приобретать вскорости.
Viktoria Soldatova
Галина, мне очень приятно, что вам нравятся наши занятия. Двигаться за интересом ребенка всегда важно для родителя, а в возрасте после трех лет это начинает приобретать совсем другой вид. Если ребенок знает, что родитель откликнется на его интерес, то будет проявлять его постоянно и натурально. Я стараюсь чутко следить за интересами моего сына. Какие-то из них пропустить невозможно, так как он буквально “кричит” о них . Другие же могут проявляться в интересе к одной и той же теме в разных книгах, как это случилось с биологией. Тогда я просто беру тему и развиваю её, удовлетворяя интерес Александра.