Приветствую всех родителей, которые развивают детей в игровой форме. Строение кожи человека стало нашей первой темой в серьезном углублении в анатомию. Если вы задумывались как рассказать ребенку о нашем теле, о том как устроен человек, то вам точно с нами по пути. В ближайшее время я буду публиковать статьи с нашими играми, занятиями и информацией по этому вопросу.
СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ
- Из чего состоит кожа человека
- Для чего нам нужен этот орган
- Похожи ли мы на рептилий?
- Гигиена кожи человека
- Какого мы цвета и от чего это зависит
Кожа является достаточно сложным и до конца не исследованным органом человека. Чтобы рассказать о ней детям, я постараюсь затронуть только самые важные моменты и упростить их для детского понимания. А для того, чтобы вы серьезней отнеслись к данной теме, я предлагаю вам потратить 3 минуты на просмотр видео. Послушайте какие ответы дает аудитория, неужели мы хотим вырастить наших детей с таким минимальным познание собственного тела?
Строение кожи человека: из чего она состоит
Первое, что мы с Александром делаем во время занятий по определенной теме, читаем. Книг по анатомии для детей немало. Я буду вам показывать выдержки из тех, которые есть у нас. Фотографии книг можно открыть в большом размере, что поможет вам в занятиях.
Чтобы познакомить моего ребенка, которому сейчас 5 лет 6 месяцев, со строением кожи человека, мы прочли несколько разворотов из книги издательства Махаон “Тело человека”. Здесь же отлично показана кожа в разрезе. До определенного возраста лучше ограничиться этими данными.
Но с детками не всегда достаточно показать картинку и почитать про нее, лучше закрепить знания. И сейчас я покажу как можно приготовить съедобную кожу!
Итак, на рисунке в книге мы увидели:
- Потовые железы
- Дерму
- Эпидермис
- Поры
- Волоски
Готовя съедобную кожу мы выполним каждый из этих пунктов. И как известно, мозг запоминает лучше если человек проделывает работу самостоятельно, так что дайте возможность вашему ребенку сделать самому то, что в его силах.
Изучаем строение кожи человека готовя десерт
Для начала нам понадобится:
- Емкость для приготовления желатина;
- небольшая ванночка;
- маршмеллоу;
- желатин красного цвета (клубничный или вишневый).
Первое что нужно сделать – приготовить желатин. Тут все предельно просто! Открыть пакет, высыпать содержимое в стеклянную емкость, залить стаканом кипятка, размешать, добавить стакан воды комнатной температуры, еще раз размешать – готово!
Второй шаг, засыпать теплый желатин маршмеллоу. При этом мы все время рассматривали картинку с кожей в разрезе, обсуждая на что похож наш желатин и на что похоже маршмеллоу. А вы уже догадались?
Воздушное маршмеллоу будет плавать на поверхности желатина, именно это нам и нужно. Слой маршмеллоу должен быть тоньше чем желатина, и в тоже время он должен полностью покрывать его. После того как данный процесс закончен – ставим ванночку в холодильник. Желатин должен хорошо застыть, поэтому внимательно прочтите инструкцию на пакетике, а еще лучше поставьте в холодильник на ночь.
Внизу на предыдущей фотографии, вы видите третий слой нашего макета Строение кожи человека. Это и есть наша кожа которую мы видим, или другими словами – эпидермис! Для него я выбрала вафли, так как по текстуре они мне больше всего напомнили роговой слой эпидермиса. Ножом разделила вафельки на слои, использовала только верхний и нижний. Острием ножа проделала дырочки.
Если бы я проживала в России, то скорей всего воспользовалась бы фруктовой пастилой, которая в моем родном городе продается в виде квадратных пластин. В ней легко сделать дырочки (поры) и выглядит она сплошным покровом, каким и является наша кожа. Еще для эпидермиса прекрасно подошло бы слоеное пирожное, его сухие слои имитировали бы верхний слой кожи. Для волосков я подобрала фибру для завтраков .
Достав застывший желатин из холодильника, аккуратно обведите его ножом, переверните ванночку и вытряхните ее содержимое. Если это дается с большим трудом, то можно опустить емкость на 20 секунд в горячую воду и без повреждений достать макет. Теперь маршмеллоу у нас оказался внизу – первый слой потовые железы; второй слой дерма; теперь выкладываем третий слой – эпидермис; в котором уже сделаны поры, в них мы и вставляем волоски. Макет готов!
Вам кусочек с двумя или тремя волосками?
И знаете, что мне сказал мой ангел?!
– Мамочка, желатин вкуснее твоих печенюшек.
Ну что же, замечательно! Теперь можно время на их приготовлении сэкономить .
Функции кожи человека
Итак, какие же функции выполняет кожа? Зачем она нам дана природой?
Этот орган защищает наше внутреннее тело от:
- Солнечных ожогов;
- микробов;
- ударов.
Кожа помогает нам в:
- Охлаждении тела в жару;
- сохранении тепла в холод;
- ощущении боли или щекотки;
- дыхательных функциях: впускает кислород и выделяет углекислый газ;
- выведении токсичных и избыточных продуктов (лекарства, соли, воды);
- различии вещей на ощупь (гладкое/шершавое, твердое/мягкое).
Вот что рассказывает Аня о функциях кожи человека в книге Мое тело от макушки до пяток.
Функция кожи человека: тактильные ощущения
То что наша кожа это орган осязания, ребенку мы можем показать в следующей игре. Возьмем коробку, вырежем в ней небольшой круг и сложим туда разные предметы из разных материалов. Предлагаем запустить руку в коробку и чур не подсматривать. Здесь нас интересует не столько фигура предмета, сколько его текстурное описание. Отличная практика в словарном запасе: пористый, колючий, гладкий, ребристый, выгравированный и так далее. Можно попробовать угадать и сам материал: стекло, дерево, пластмасса, бумага, ткань.
Что помогло Александру почувствовать текстуру, материал, форму данных предметов? Под кожей находится множество чувствительных точек, которые называются нервными окончаниями. Именно они посылают сигналы в наш мозг и тот понимает какую поверхность трогают пальцы.
Мультфильмы о функциях кожи человека
В разговоре о функциях кожи человека можно посмотреть мультфильм, где ребенок увидит кожу изнутри и получит объяснение зачем мы потеем.
Видео из этой серии стоит просматривать до самого конца. Именно там герои подытоживают почему происходит то или другое в организме человека. Вот еще один мультфильм, который объяснит ребенку почему иногда на нашем теле появляется гусиная кожа.
А серия мультфильмов “Наша жизнь” подойдет для старших дошкольников и младших школьников. Подача информации немного необычная, но моему сыну нравится.
Как человек меняет кожу
В рамках темы строение кожи человека, мы должны отметить, что наш верхний слой кожи эпидермис, также состоит из нескольких слоев. Если ребенок учится в школе, то возможно ему нужно будет знать конкретную информацию, если же вы дорогие родители, собираетесь заниматься по данной теме с дошкольником, то ограничьтесь определением “верхний слой эпидермиса”. Итак, эпидермис, который мы с Александром сделали из вафель, состоит из 5 слоев: базального, шиповатого, зернистого, блестящего и рогового.
Самый верхний слой роговой – он состоит из мертвых клеток в виде чешуек. Новые клетки постоянно зарождаются в базальном слое и примерно за 27 дней они проходят все слой от нижнего до верхнего. Затем отшелушиваются от рогового слоя, под которым уже образовались новые, свежие клетки.
Самый толстый роговой слой эпидермиса у нас на ступнях, он обновляется примерно за месяц. На локтях кожа тоньше и ее обновление происходит за 10 дней. В год человек среднего возраста теряет 675 грамм мертвых клеток. Но не думайте, что этот ороговевший слой бесполезен, ведь он защищает нас от попадания вредных бактерий в наше тело. Конечно мама от этого не станет делать реже педикюр, ведь ее ножки должны быть нежные как у младенца .
Мы с вами уже знаем из первого видео этой статьи, что самый большой орган человека – это кожа. Если бы мы могли снять ее с себя и померить, то кожа взрослого человека составила бы примерно 2 квадратных метра. Размер этого органа зависит от возраста человека, его веса и роста. А самое интересное, что мы можем посчитать сколько весит покров каждого из нас! Для этого нужно взвеситься и разделить массу тела на 16. Для детей это достаточно интересная информация. Обязательно проведите с ними эти расчеты.
Гигиена кожи человека
Для взрослых гигиена кожи очевидна, а вот наших детей нужно не только обучить правилам гигиены, но и рассказать почему это важно. Вопросы о микробах Александр задавал уже давно, поэтому я приобрела книгу Григория Остера Петька-микроб, из которой ребенок понял, что бывают вредные и полезные микробы.
Мы прогулялись с Александром в парке, затем зашли в супермаркет за покупками, вернувшись домой мой ребенок приучен мыть руки. Но на этот раз я взяла влажную салфетку и хорошо протерла ею руки Александра. На салфетке остались следы грязи, пыли, которые дети не видят глазами. Так что покажите им это более наглядно подобным образом, вернувшись например с детской площадки .
Вот теперь, когда мой сын увидел что, на казалось бы чистых руках присутствует грязь, а в ней соответственно микробы, он готов к обсуждению гигиены кожи человека. Мы прочли еще одну страницу из книги издательства Махаон и узнали почему так важно обрезать ногти, почему нельзя их грызть. Почему волосы нужно мыть не реже 1-2 раз в неделю.
Итак, теперь нам становится понятно, что принимая душ мы не только избавляемся от неприятного запаха, но и очищаем нашу кожу от отмерших частичек. Также мы смываем слой пыли, который закупоривает наши поры, а ведь мы знаем что кожа человека дышит. Как вы видите, изучая строение кожи человека, мы движемся логически от темы к теме, чтобы ребенок понял всю серьезность каждого аспекта.
Можно обсудить, что некоторые участки нашего тела пахнут сильнее, например стопы ног и подмышки. Но дети лучше воспринимают информацию связанную с собственным телом, а они пока пахнут молочком . Поэтому, если ваш ребенок еще мал, то можно просто упомянуть о скоплении потовых желез в области подмышек и отмерших клетках на ступнях. Лучше почитайте вместе “Мойдодыра”, это больше подойдет по теме для дошкольника. Наше занятие о порядке и чистоте для детей 3-ех лет, можно прочитать в отдельной статье.
Стоит также обсудить с детьми, что здоровый вид кожи зависит не только от ее гигиены, а также от полноценного питания, употребления достаточного количества питьевой воды и нормальной работы желудочно-кишечного тракта. Мы обязательно поговорим подробней об этом при изучении пищеварительной системы.
Небольшой трюк для того, чтобы ребенок сам хотел мыть руки
Вам понадобится:
- Жидкое прозрачное мыло для рук;
- маленькая игрушка.
Приобретите жидкое мыло, если на баночке есть этикетки, аккуратно снимите их. Мое мыло продавалось без стикиров. Выбирая игрушку подумайте о предпочтении своего ребенка, а также о материале из которого она сделана. Если вам хочется, чтобы игрушка плавала, то найдите нечто легкое. Также обратите внимание на размер, ведь она должна войти в горлышко вашей баночки с мылом. Теперь время приготовить сюрприз:
Чтобы достать игрушку, нужно будет часто мыть ручки . А самое главное, что ребенок будет делать это с удовольствием. Расскажите, что гигиена рук будет отличной, если во время намыливания считать до 15, а затем уже смывать водой. Не секрет, что многие дети используют мыло в течении секунды.
Строение кожи человека – цвет
Разговор о цвете кожи человека для нас с Александром более понятный и наглядный из-за места проживания. В Доминиканской республике, где соседом является Гаити, можно увидеть весь спектр цветов.
Сначала мы прочли о том как отличить веснушки от родинок (смотрите выше разворот Кожа и осязание). Посмотрели на теле мамы веснушки, а на ребенке посчитали родинки. Затем поговорили о меланине, который вырабатывается нашим телом, чтобы защитить кожу от избыточного солнечного света. Главным образом цвет кожи зависит от генетических особенностей, тем не менее считается, что в странах с жарким климатом у людей темная кожа, так как организм вынужден выделять большое количество меланина. Но здесь возникает множество вопросов, вот только пара из них:
- Почему в этих же жарких странах есть коренные жители со светлой кожей?
- Почему проживая в жаркой стране на протяжении 14 лет я не изменила ее тон?
Поэтому в нашем обучении я поставила генетику на первое место, а жаркий климат на второе. Мы обсудили разные цвета кожи наших знакомых, вам я советую подготовить несколько фотографий с людьми разного типа: светлокожие, темнокожие, чернокожие, желтокожие.
У нас разговор получился на примере нашей семьи, мы с мужем поставили рядом руки и спросили у Александра кто из нас темнее? Папа. Затем ребенок приложил к нам свою ручку и сразу увидел, что его цвет кожи находится между маминым и папиным. Теперь закрепим материал. Для этого нам понадобятся любые карточки с цветами похожими на кожу человека.
Я проколола дырочки на цветовой ленте, чтобы ребенок мог путем накладывания карточки себе на ручку, определить какой цвет соответствует его коже.
Вопрос генетики Александра заинтересовал не на шутку, он долгое время перебирал карточки рассказывая с каким цветом кожи родится ребенок если у родителей “такой и такой”. Вот что получится по его мнению если у мужчины черная кожа, а у женщины цвет как у Александра, то ребенок будет темно-коричневый. Понимаю, что это объяснение утрировано, но на возраст дошкольника вполне приемлемо.
На этом наше занятие строение кожи человека, ее функции, цвет и гигиена закончено. Я надеюсь уважаемые читатели, что вы нашли содержание статье интересным и информативным. А мы продолжаем углубляться в анатомию. Это не только полезная тема для детей, но и очень интересная в познании собственного тела.
Второе занятие по анатомии: Скелет человека и его кости
Третье: Эксперименты со своим телом
Четвертое: Разбираем из чего состоит зуб
Пятое: Макет челюсти и названия его содержимого
Шестое: Куда отправляются молочные зубки после выпадания?
Мария
Вика, твои мечты сбываются. Ты так долго хотела отработать с ребенком темы анатомии и вот: ура, мы можем читать о ваших чудесных занятиях! Мне очень понравилось то, что у вас получилось, все так просто и, в то же время, огромный пласт информации, годящийся даже для школьной анатомии. Молодцы!
Теперь меня совесть замучает .
Viktoria Soldatova
Маша, по поводу совести я могу тебе посоветовать делать то, что возможно в этой жизни. Ты работающая мама, поэтому если есть желание следовать по этой теме, присоединяйся и бери уже готовый материал у меня. Видоизменить, подстроить под своего мальчика ты всегда можешь.
Екатерина
Ааа, Вика, я смеялась над собой и тортом со свечами
Какая красивая и вкусная ваша (наша) кожа Нам эта тема очень интересна, спасибо тебе огромное за такие классные идеи. Мы с вами!
Viktoria Soldatova
А свечи то оказались волосками . Катюша, очень рада что тема вам с Арсением интересна. Значит есть стимул продолжать описание занятий .
Алина
Про площадь кожи еще хотела добавить. Нам на мед.помощи в университете рассказывали, как определить площадь поражения кожи (при ожоге, например). Ладонь – это 1%. Голова и шея – 10%, руки по 9, ноги по 18, туловище 18 с одной стороны и 18 с другой. Можно ладошками себя измерить, посчитать .
Мария
занятные вычисления
Viktoria Soldatova
Алина, спасибо за дополнение.
Анна
Сейчас так много интересных пособий для детей, книги, компьютерные развивающие игры. К тому же много информации о том, как и что рассказать ребенку, можно почерпнуть из интернета.
Ваш способ готовить вкусный десерт и учить, из чего состоит кожа – очень интересный, а значит, самый действенный для запоминания.
Viktoria Soldatova
Спасибо Анна, действительно много информации на сегодняшний день, я до сих пор предпочитаю книги. Именно из них беру информацию для наших занятий, в надежде что редактор не просто так зарплату получил .
Ирина
Вика! Замечательная статья!!!!! Даже мне было интересно . Обязательно воспользуюсь в будущем. Как всегда думать не надо – прям за вами пошагово.
Viktoria Soldatova
Спасибо Ира, признаюсь, что мне тоже было интересно окунуться в эту тему. Занятия с ребенком меня действительно увлекают, мы оба увлечены, а что может быть лучше для создания глубоких знаний .
Анастасия Романова
Вика, ваш макет с волосками просто чудо! Ничего себе, вот это погружение в анатомию. Эксперимент с кожей тоже необычен. Идея сравнить цвет кожи через дырочки! Просто и увлекательно. Сама люблю цветовые сочетания подбирать. А здесь к коже применимо.
Viktoria Soldatova
Спасибо Настя, еще через год ты услышишь от дочери вопросы о желудке, волосах, ногтях и костях. Эти вопросы начинают задавать все детки задумываясь почему нельзя прыгать с высоты, почему нужно мыть ручки и чистить зубы, почему нужно кушать тот или иной продукт. Поначалу ребенок слушает и спокойно воспринимает слова мамы о том, что на ручках микробы. Но вскоре начинается период “почемучки” и уж лучше нам родителям дать исчерпывающие ответы. К тому же всем нам известно, что глубокими знания станут когда человеку интересен предмет. Своим телом ребенок интересуется в дошкольном возрасте, так что не стоит упускать этот момент.
Анастасия Романова
Вик, тогда через год обязательно повторим твои вкусные эксперименты .
15liuba
Какой прикольный у тебя эпидермис-десерт получился! Ну, такое явно запомнишь на всю жизнь! Отличные у вас занятия + вкусное сопровождение!
Viktoria Soldatova
Люба, спасибо огромное. Я надеюсь, что тема запомнится Александру, он так давно просил меня углубиться в нее. Так что интерес ребенка на пике, а это уже половина успеха .
Вероника
Замечательное теоретическое и практическое занятие по строению кожи! Очень понравилась идея с цветовыми палитрами и сравнение оттенков через дырочку!
Разрешите, Виктория, внести небольшое уточнение в теорию:
Гистологи при описании строения кожи выделяют три слоя:
1. эпидермис (состоит из 5 слоев эпидермальных клеток, зерен меланина, придающего цвет коже),
2. дерма, или собственно кожа (содержит капилляры, кровеносные и лимфатические сосуды, нервные окончания, фолликулы волос, железы – не только потовые!, коллагеновые и гладкомышечные волокна)
3. гиподерма, или подкожно-жировая клетчатка (содержит пучки соединительной ткани и жировые скопления).
Ваши мершмелоу отлично сойдут за гиподерму! А если использовать мершмелоу разного размера, то более крупные можно считать скоплениями жировой клетчатки, и мелкие – железами.
Надеюсь, Виктория, Вас не обидело мое дополнение. Спасибо, что поделились Вашими играми, по возможности, обязательно воспользуюсь!
А еще хочется Вам с сыном порекомендовать отличную книгу, любимую мною с детства, “Тайны анатомии” Кэрол Доннер. Она недавно была переиздана. Это художественная приключенческая книга о том, как двое детей попали внутрь человека и путешествовали. Строение человека в ней описывается очень точно.
Viktoria Soldatova
Вероника, спасибо за комментарий. Я понимаю, что прочитать большую статью и посмотреть все видео, это занимает время. Поэтому отвечу по вашим пунктам:
1. Эпидермис состоит из 5 слоев: базального, шиповатого, зернистого, блестящего и рогового – об этом написано в моей статье. Эта информация у меня верна.
2. Я не считаю нужным дошкольникам давать информацию мед. института, поэтому в статье написано: “До определенного возраста лучше ограничиться этими данными” и представлена картинка из книги “Тело человека. Энциклопедия знатока”, которая кстати рассчитана на младших школьников. То есть в теории облегчаем объяснение для детей, а знания о нервных окончаниях, фолликулах и других составляющих они могут получить из видео, которые предоставлены здесь же.
3. Наши маршмеллоу отождествляют потовые железы, которые находятся именно в дерме. В макете они прикреплены к желатину (маршмеллоу был насыпан пока желатин был теплым), то есть составляют один слой. Эта информация верна. По поводу отсутствия гиподермы вы правы, ее нет так как этот слой не отображен на картинке разреза кожи, которую мы имитировали. При желании соблюдения трех слоев (эпидермис, дерма, гиподерма), можно в самый низ макета добавить слой бисквита .
Спасибо за рекомендацию по книге, я ее заказала пару недель назад вместе с Чевостиком “Как устроен человек”. Но к нам дорога дальняя, ждем.
Елена Д.
Вика! супер! прекрасно разобрали тему! А изобразить кожу в виде пироженого с желе – это мега крутая идея . Уверена, Александр был в восторге!!!
Viktoria Soldatova
Да Лена, действительно получилось захватывающе, мы оба увлеклись ходом занятий о коже человека. От себя даже не ожидала
Алина
Нам еще рано, но как чудесно все обыграно и объяснено! Люблю ваши занятия с сыном за тщательность, доступность и продуманность. Спасибо, что делишься, Виктория, нам обязательно скоро пригодится!
Viktoria Soldatova
Алина, спасибо что заходишь и читаешь, надеюсь что вам с Марком позже пригодятся мои наработки. Хочу пройти с Александром анатомию на уровне дошкольного возраста таким образом, чтобы родители смогли получить готовые занятия для своих деток. А мой ребенок при этом учится понимать и чувствовать свое тело.
Tatiana
Не только дети, но и я – кое-что вспомнила из школы да и нового узнала немало… для себя. А для детей, так просто энциклопедия… Вика, с вашим сайтом, дети могут и в школу не ходить…
Viktoria Soldatova
Татьяна, рада что вам было интересно наше занятие о коже человека, сама подготавливая игры для ребенка повторяю знания полученные в юности . Я за обучение в школе, так как ребенку нужно привыкать к обществу в котором он живет, адаптироваться к нему. Но это абсолютно не значит, что я ожидаю от учителей дать глубокие знания по темам, которые по настоящему интересны детям не в 12-14 лет, а в 5-6 . А в школе пусть углубляются, расширяют знания.
Татьяна
Вика, ну конечно же я пошутила… насчет не ходить в школу… В каждом возрасте свой уровень восприятия знаний… Ведь даже в школе кинологов, в каждом возрастном отрезке щенки воспринимают только определенные команды… Забавная аналогия, да?
Иван
Интересная и познавательная статья с хорошими видео. Простой и доступный способ ответить ребенку на вопросы о расах и гигиене, о старении и организме человека.
Viktoria Soldatova
Да Иван, именно на эти вопросы я и пыталась дать ответы собственному ребенку.
Алёна Па
Ой повезло вашему сыну с такой творческой мамой! Признаюсь, меня эта статья очень приятно удивила – столько сил в неё вложено, а идея сделать съедобный макет кожи – это вообще ого-го! И ещё понравилась идея с игрушкой, спрятанной в дозаторе для мыла – надо будет взять на заметку
Заглядывайте ко мне в блог, Виктория – думаю, вашему сыну могут понравиться сказки о еде, которые там есть!
Viktoria Soldatova
Алена, признаюсь, что все что я делаю с ребенком и для ребенка – это практика. Да, именно так . В первый год жизни сына я много читала, изучала, анализировала и впадала в панику от своей никчемности – нет фантазии, не умею играть с малышом и многое другое. Но прошло почти шесть лет и вот я могу наконец-то сказать, что все это было ввиду отсутствия практики, а сейчас Александр ходит в лицей больше для общения со сверстниками, так как всему остальному я могу научить его дома. При этом ребенку не придется сидеть за партой, а учиться в интересной игре. Вы только не поймите меня превратно, это я к тому, что у каждой мамы при желании вложить силы в своего дитя, могут получаться такие и лучшие занятия в играх.
Я обязательно навещу ваш блог, спасибо большое за приглашение .
Виктория Усольцева
Здорово! Отличная статья, невероятно познавательно.
Обязательно возьму на заметку некоторые ваши приемы. Мы с дочкой играем в школу, как она это любит называть. Раньше все больше физика, да астрономия у нас была, а сейчас взялись и за биологию.
У вас получился не просто урок, а настоящая презентация . Мне очень понравилось, сразу захотелось пойти и подготовить ребенку что-нибудь этакое на сегодня.
Viktoria Soldatova
Виктория, мотивация мамы на подготовку собственных занятий для ребенка – это наивысшая похвала для меня. Рада, что вам понравились наши игры о строении кожи человека. Ваша дочка примерно на год младше Александра, так что мы также как и вы. прошли астрономию, эксперименты по физике и химии. Сейчас я настраиваюсь на продолжение занятий биологией, лето заканчивается и с возвращением ребенка в школу, у меня появится время на подготовку полноценных занятий.
Виктория Усольцева
Мне действительно очень понравилось. Наверное, потому что в вас я увидела единомышленника – к сожалению, не могу сказать, что лично знаю много мамочек и деток, которые в таком же нежном возрасте хотя бы по слогам читают…
Ваш сын (и вы в первую очередь!) такие молодцы! Мы тоже любим “учиться”, делали это с пеленок и продолжаем. Иногда слышу в свой адрес что-то вроде “Ох, какие у мамы амбициии” и не понимаю… Причем здесь мои амбиции, я ребенка не заставляю учиться, я предоставляю ему возможность познавать мир. Ведь это так интересно!
Буду к вам заглядывать непременно. Успехов вам!
Оксана
Огромное спасибо за такую подборку, мы не только с дочкой изучаем анатомию, но и других детей зовем! Ваш блог просто находка! Я искала информацию про кожу долго и все время находила заумные тексты, а для детей дошкольников – нет просто ничего дельного. Моей дочке 3,5 года и мы с 3-х лет изучаем анатомию, раз в месяц я стараюсь взять новую тему.
Viktoria Soldatova
Оксана, мне очень приятно, что детки младшего моего сына могут пользоваться моими наработками. Занимайтесь с удовольствием!