Продолжаем заниматься географией. На этот раз меня подстерегал не очень приятный сюрприз, компания, которая поставляет нам Интернет делала генеральный ремонт своих установок и я осталась без Интернета на 4 дня. Достав все книжки, в которых есть упоминания об этом предмете, и открыв архивы собранных мною материалов в папках компьютера, я приятно удивилась. У меня было больше чем достаточно материала для очередной темы.
Начали мы с нашей книги “Пальчиковая гимнастика” . Выучили коротенький стишок, который давался к картинке:
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
Подули на паруса подгоняя кораблик, сделали кораблик с парусом из ладошек и бинокль из пальчиков.
Поговорили о том, что в наших домах вода течет из крана. Мы пьем воду, используем её для приготовления пищи, купаемся, убираем наше жилище с её помощью, поливаем цветы, которые живут у нас дома, поим наших домашних животных, стираем. На этой ноте посмотрели мультфильм про Машу и медведя “Большая стирка”
В ванне поиграли с водой . Игра была очень простая, практически повторение пройденных тем, что тоже всегда полезно . Я дала Александру две банки – большую и маленькую и три стакана. Александр посчитал, что в большую банку помещается пять стаканов воды, а в маленькую три. Затем он перелил всё обратно убедившись, что при переливании воды из банки в стаканы – из стаканов в банки количество воды не меняется . Опять прошли понятия “полный-пустой” . Убедились, что пустая пластмассовая банка плавает на поверхности воды, а полная тонет.
Итак, в первый день мы просто “раскачались” входя в тему. Пора браться за нее всерьез . Есть такой замечательный сайт Радость моя, на котором можно скачать отличные видео по географии. Они короткие 7-8 минут, на моё счастье Александр воспринял их отлично. Вот на их основе и пошли наши дальнейшие занятия.
Первое видео “Глобус” , позволило нам повторить, что глобус это модель Земли, которую мы рассматривали в предыдущей нашей теме. Замечательные лесные жители путешествуют на воздушном шаре по глобусу рассматривая его цвета: голубой это вода, коричневый горы, зеленый леса, белый льды, желтый пустыни. Всё очень понятно и доступно для детей этого возраста. В конце профессор дает домашнее задание: найти на глобусе место где проживает ребенок.
Мы соответственно нашли Доминиканскую республику. Но глобус, который принес нам папа из офиса, оказался белым. А Александру так понравились три зверька-ученика, что мы после обеда перешли ко второму видео Географические карты. Здесь как раз говорилось о том, что реки на картах обозначены тонкими полосками, опять повторились цвета обозначения вод, гор, было показано как обозначается столица. Очень удачно объяснено, что карты бывают разные. На одних показаны горы, пустыни, моря, океаны, а на других каждая страна выделена своим цветом. Ну и конечно же профессор дал домашнее задание: попутешествовать по разным картам. Чем мы и занялись.
Взяли карту Умницы и поныряли с батискафом во все океаны, затем постарались найти все моря. Но их оказалось так много!!!! Даже я растерялась . Как замечательно, что у нас есть набор флагов Spectrum Флаги, в состав которого входит карта, с обозначением всех стран мира разными цветами. Мы выполнили наше домашнее задание и решили разложить на карте Умницы несколько флагов.
Вот как раз и начал весь пройденный материал укладываться в одно целое. С карточками флагов Александр готов спать, не могу сравнить такой интерес ни с одной другой темой, даже с эмблемами автомобилей. Пришло время наглядно показать к чему мы их учим, что такое Германия или Багамские острова, где они расположены, каких они размеров на карте (т.е. можно сравнить их пропорции).
На следущий день посмотрели видео Стороны света. Главная мысль, которая очень доступно донесена до деток такова: Какими бы разными карты не были, но у всех у них вверху будет Север, а внизу Юг. Ещё Александр узнал, что солнышко всегда встаёт на востоке, а садится на западе. Также был показан компас. К сожалению наш компас я отыскать не смогла, но мы только начали географию, так что надеюсь вспомнить куда я его положила .
В видео прозвучало стихотворение, которое я распечатала и повесила на стену:
Чтоб найти все пути каждый мог,
Повернуться нужно на Восток,
Слева будет путь на Север,
Справа будет путь на Юг.
Ты запомни это навсегда мой друг.
К этому стихотворению мы решили сделать творческую работу. Я распечатала два рисунка нашей планеты один цветной, второй для раскраски. Первым делом Александр покрасил раскраску в голубой цвет.
Затем наклеил рис на материки.
Раскрашивала рис я, обсудили еще раз цвета, которыми обозначаются горы, вода и льды. Наша работа была повешена напротив обеденного стола с обозначением сторон света и стихотворением, которое очень быстро было выучено наизусть .
На следующий день прочитали “История о том как Таня и Ваня пускали кораблики” из книги Книга Мечта от 2 до 4. Обсудили с Александром из чего получаются сосульки, снег, как появляется талая вода, поговорили о лужах и о реке, которая бежит к морю-океану. Эта история и книга в целом замечательно доносят нужную тему до ребенка нашего возраста.
Ну что же нужно закрепить знания, для этого смотрим видео Водная стихия планеты Земля. Добрались мы в географии из Шишкиного леса до нашей настоящей темы. Лесные зверята путешествуют по маленькому ручейку, который впадает в реку, река соответственно в море и в конце концов они попадают в океан. Затем путешествуют по четырем океанам, Александр чётко запомнил, что Северный Ледовитый океан самый холодный. И вот тут я столкнулась с тем, что Россия не признала Южный Океан как официальный. А на карте Умницы он есть . Оно и к лучшему, что он там обозначен, так как живем мы не в России, да и в самой России, на сколько я поняла, идут серьёзные споры на эту тему.
А тут и папа вернулся с работы, и мы все вместе вышли на террасу. Я налила в тазик тёплой воды. По задумке мамы (т.е. меня) ребенок должен был путешествовать на двух корабликах, которые я предварительно сделала из бумаги. Александр утопил кораблики до того как я успела взять фотоаппарат , но веселья это не поубавило. Поговорили о том, что вода в Красном море самая тёплая, такая же как ребёнок трогал на тот момент. Посмотрели где Красное море находится на карте. Затем насыпала льда в тазик с водой и получился Северный Ледовитый океан .
Александр рассказал нам с папой стихотворение про стороны света и продемонстрировал, как он это понял, на карте.
Чтобы закрепить понимание размеров океана, моря, озера и реки, я выдала ребенку несколько чистых листов бумаги. И он начал рисовать, свои работы он с гордостью показывает всем кто заходит к нам в дом. Океан-полностью закрашенный лист, река ниже, озеро-округлой формы, море ниже.
Мы посчитали сколько океанов на Земном шаре и разложили на них цифры. Обсудили в каких частях света они находятся.
Почитали Усачёва “Занимательная география. Россия, Европа” .
По теме нам подошли стихотворения “Магнитная стрелка” , “Откуда берется вода?” , “Как возникают приливы, или остров бегемотов” . Стихотворение “Земля” я распечатала и мы его выучили наизусть.
Если на карту Земли посмотреть,
Земли на Земле всего одна треть…
Но странный вопрос возникает тогда:
Планета должна называться – ВОДА!
Почитали самостоятельно. Для этого я сделала книжку “Мировой океан” . В неё я внесла информацию о воде на нашей планете, но в упрощенной форме, чтобы подходило нам по возрасту.
Для того чтобы внести музыку в наши занятия, скачала песню “Водовоз” . Для тех кто её не помнит:
Удивительный вопрос,
Почему я водовоз?
Потому что без воды
И не туды и не сюды…
Мы её слушали, учили и пели на все голоса . Интерес Александра был велик и я решила сделать книжку “Водовоз” . В итоге наша домашняя библиотека пополнилась вот такими двумя книжечками.
Скачать мои книги вы можете подписавшись на мой сайт. Заполните форму внизу и на ваш электронный адрес автоматически будет отправлено письмо. Если через десять минут вы не получите письма, просмотрите файл спам.
К воде относится и наш бассейн, в который Александр ходит на плавание. Тренер очень им доволен, нам как не странно везет и в сезон тропических дождей, не было ни разу, чтобы мы пропустили занятия. Именно в день занятий светит солнце. Мне очень нравится и чистота бассейна, и профессионализм персонала. Александр в прямом смысле слова считает дни недели, чтобы попасть туда опять.
Ну что же наша первая часть занятий по теме “Голубая планета” подошла к концу. Завершили мы её просмотром видео Параллели и меридианы. Полюса. Полушария. Где на примере книги “Дети капитана Гранта” было объяснено почему важно знать на какой параллели и на каком меридиане затонул корабль. Мы же затем поиграли с нашим батискафом. Так как наш глобус белый, мне пришлось расчертить его вручную. И мне показалось, что это было даже лучше, так как очень привлекло внимание Александра. Слово экватор он запомнил сразу, с параллелями и меридианами пришлось потренироваться. Определили где Северное полушарие и где Южное.
В объяснении мне помогла вот такая раскраска, которую я распечатала.
Очень извиняюсь за качество фотографий, у меня возникли проблемы с камерой .
Вам также будет интересно:
Занятие 1. Начинаем географию с живой и неживой природы
Занятие 3. Изучаем географию играя с морями
Опыты по географии
Изучаем флаги всех стран мира
TatianaRomero
Спасибо! Очередная тема будет скопирована . Мне уже отчеты в клуб не удобно писать, занятия похожи. Вернее одни и те-же практически. Я действительно не могу найти более полные, чем у вас с Александром. Сейчас “судорожно” пишу план, после нового года стартуем! Спасибо!
Viktoria Soldatova
Таня, я очень рада, что кому-то экономят время мои наработки. И тем более когда речь идёт о маме от души занимающейся со своим ребёнком .
По поводу записи ваших занятий в дневничке, хочу напомнить, что каждый ребёнок индивидуален и реагирует на одно и тоже занятие по разному. И что записи в дневничках ведутся для сохранения в памяти интересных моментов, анализирования занятий в последующем. Я в своё время не хотела публиковать это занятие потому что у меня были серьёзные проблемы с фотоаппаратом. И всё же я это сделала, вот сейчас перечитываю и понимаю, что такие моменты не вернуть, а моя память не удерживает все детали. Как хорошо, что я это всё записала, не смотря на некачественные фотографии это история развития моего ребёнка.
TatianaRomero
Спасибо за комплимент. Ну какая ты все таки перфексионистка . Причем “заразительная” ха-ха-ха, я тоже сейчас фотоаппарат ищу хороший. Наверное ,ты после того как Александр “уйдет в свободное плаванье” займешся фото? У нас с телефона. Качество знаю..даже галакси не делает хорошие фото. А в остальном ты права.
Viktoria Soldatova
Таня, по поводу перфексионизма ты абсолютно права. Скажу честно, не легко с этим жить, но изменить себя в этом не могу. Интересное предположение о фотографии ты сделала. Я пока не думала чем буду заниматься, когда Александр “отправится в свободное плаванье” .
Вероника
Виктория, спасибо большое за ваш раздел “география для детей” .! Мы подступаем к изучению этой сферы. И вот материалы к первому уроку взяты у вас. Мне очень нравится, как вы Александру преподносите материал – так сдержанно, спокойно и качественно. Заряжаешься от вас уверенностью и энтузиазмом!
Viktoria Soldatova
Вероника, спасибо за ваш комментарий. Мне очень приятно, что наш опыт полезен для деток, которые идут за нами по возрасту. А самое главное, меня греет мысль, что кому-то из родителей мои записи сэкономят время и подадут идеи для занятий с собственными детьми.